Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 117 Источниковедение и историография Афганистана и Ирана дипломатов (преимущественно британских и австрийских), несмотря на обе- щания не предпринимал никаких необходимых мер. В ответ на обращение Московской компании Эльтон прислал приказ Надир- шаха от 19 ноября 1945 г., согласно которому шах запрещал англичанину покидать Иран. Никакого воздействия на Эльтона не возымели последовавшие обещания денежного вознаграждения от компании и предоставления долж- ности в морском флоте от британского правительства. Эльтон утверждал, что у него перед Россией нет никаких личных обязательств, а как британец он может законно служить любому правителю, который находится в дружественных отношениях с Великобританией. Английская компания оказалась в сложном положении. Джон Эльтон был одним из руководителей гилянской конторы компании, которая владела несколькими судами для перевозки товаров по Каспийскому морю. Одним из руководителей второй конторы, которая располагалась в Мешхеде, был гол- ландец Мартин Куик ван Мироп (Martin Kyuck van Mierop), натурализованный в Великобритании в 1740 г. по решениюбританского парламента. Джонас Хэнвэй высоко отзывался о деловых качествах голландца, который успешно торговал в Хорасане с 1742 г., и отмечал, что благодаря его усилиям у компании всегда была подробная информация о состоянии торговли в прилегающих к Мешхеду областях Ирана 1 . После того, как из-за Эльтона стали ухудшаться отношения с российскими властями в Астрахани и с российским консулом в Гиляне, учредители компании объединили обе конторы в Иране под руководством ванМиропа и сотрудников, к которым у российских властей не было претензий 2 . Тем временем в Санкт-Петербурге Бестужев всяческими способами укло- нялся от выполнения приказа императрицы от 5 мая 1746 г. пресечь деятель- ность Эльтона на Каспии. После нескольких безответных обращений членов Адмиралтейской коллегии сенаторы запросили 18 августа 1746 г. у канцлера решительных объяснений, которые также не были даны. В августе 1746 г. было получено известие, что некий иранский пушечный корабль подошел к Дербенту и потребовал от русских судов салютовать ему, «а командир и его команда били и другие озлобления делали русским купцам» 3 . 1 Hanway J . AHistorical Account of the British Trade over the Caspian Sea, with a Journal of Travels from London through Russia into Persia. London, 1753.Vol. I. P. 69, 295. 2 Aslanian S . Trade Diaspora versus Colonial State: Armenian Merchants, the English East India Company, and the High Court of Admiralty in London, 1748–1752 // Diaspora: A Journal of Transnational Studies. Toronto, 2004. Vol. 13. №. 1. Р. 68. Van Niekerk J. P. The Development of the Principles of Insurance Law in the Netherlands from 1500 to 1800. Verloren, 1998. Vol. 1. Р. 629. 3 Соловьев С. М . История России с древнейших времен. 2-е изд. СПб., Товарищество «Общественная Польза», 1851–1879. Кн. 5. Т. XXII. Глава вторая. С. 450.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=