Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

116 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Секция II Известный российский историк и государственный деятель П. Г. Бутков (1775–1857) пишет: «В 1742, 1743 и 1744 г. Элтон с Англичанином же Воордо- орфом плавал по Каспийскому морюи снял оному карту. Персияне имели только одни сандалы и киржимы 1  на Каспийском море. Шах Надыр много прилагал трудов, чтоб строить корабли на Каспийском море по европейскому манеру, и для сего в 1743 г. принял к себе в службу помянутого Элтона. Первая услуга, какую Элтон хотел оказать Надыру состояла в том, что он доношением шаху вызывался услужить ему кораблем своим в перевозе провианта и войск в рос- сийскую сторону» 2 . Оставаясь служащимМосковской компании и пользуясь всеми привилеги- ями, предоставленными Россией, Эльтон вскоре открыто перешел на службу иранскому монарху, в интересах которого он дважды осуществлял транспор- тировку необходимого военного снаряжения в Баку и проводил исследование дагестанского побережья для похода Надир-шаха против лезгин. В 1743 г. российские власти обвинили Эльтона в шпионаже, осуществле- нии контрабандных перевозок, строительстве военных кораблей для иранцев по европейскому образцу. В том же году для изучения деятельности на рос- сийско-иранской границе Джона Эльтона в Иран из Санкт-Петербурга был отправлен агент компании Джонас Хэнвэй (Jonas Hanway, 1712–1786) 3 . Прибыв в Решт 3 декабря 1743 г., Хэнвэй застал Эльтона за деятельной постройкой военных судов для Ирана. Выстроенный 20-пушечный корабль был отдан под командование Эльтона, которому Надир-шах присвоил звание «адмирал Каспийского моря» и приказал принуждать россиян на море и на суше салю- товать иранскому военно-морскому флагу. Опасаясь испортить отношения с Россией, Московская компания в октябре 1744 г. потребовала от своего служащего немедленно покинуть Иран. 10 октя- бря 1744 г., по возвращении в Астрахань из Ирана очередного судна британского подданного Ханса Бардевика «Император России», российских таможенников удивил факт отсутствия Эльтона на корабле. Шкипер Томас Вудро пояснил, что последний задержался в Иране по торговым делам. Однако русские матросы Петр Степанов и Федор Иванов решительно опровергли утверждение англий- ского шкипера и сообщили, что Эльтон активно занимается строительством в Лангеруде 40-пушечного военного корабля для Надир-шаха. 15 марта 1745 г. российский Сенат переслал эту важную новость в Ино- странную коллегию. Новый российский канцлер А. П. Бестужев-Рюмин (1693–1766), находившийся, как известно, на содержании западноевропейских 1 Плоскодонные мелкие суда или небольшие лодки. 2 Бутков П. Г . Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год. СПб., 1869. Ч. 1. С. 221–222. 3 Hanway J. AHistoricalAccount of the British Trade over the Caspian Sea, with a Journal of Travels from London through Russia into Persia. London, 1753.Vol. I. P.105–106.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=