Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 115 Источниковедение и историография Афганистана и Ирана По возвращении в Санкт-Петербург в январе 1738 г. английский капитан рассчитывал на повышение по службе. Не получив желаемое, Эльтон оставил службу и предложил британским факториям, располагавшимся в российской столице, свои услуги по организации транзитной торговли в Иран иЦентральную Азию через Каспийское море. Вместе с молодым шотландцем Мунго Грэмом (Mungo Graeme of Garvock) он взял кредит для приобретения и транспортировки небольшой партии товаров в Хиву и Бухару. Водным маршрутом через Москву, Нижний Новгород и Астрахань компаньоны добрались до Тюб-Караганского полуострова, откуда начинались торговые пути в Азию. Однако, отказавшись от дальнейшего путешествия по степи, Эльтон и Грэм отправились в иранский Решт, где выгодно реализовали все свои товары 1 . В 1739 г. Джон Эльтон удо- стоился аудиенции Надир-шаха Афшара (1736–1747) в Астрабаде, где получил разрешение на свободную торговлю без местных посредников по всей стране. В 1740 г. капитан Эльтон убедил представителей знаменитой английской Московской компании (The Muscovy Company, The Russian Company, The Mus- covy Trading Company) 2 поддержать его деятельность, направленную на уста- новление постоянного британского присутствия на Каспии. Поскольку с 1734 г. торговцы компании уже имели разрешение торговать с Ираном через Россию, используя российские суда для пересечения Каспийского моря, в 1741 г. бри- танский парламент санкционировал проект Эльтона. Построив в Казани два судна и набрав смешанный экипаж из англичан и русских, Джон Эльтон отправился в 1742 г. в качестве суперкарго под английским флагом через Каспийское море в иранский порт Энзели с грузом товаров Московской компании. Спустя непродолжительное время выяснилось, что обычные торговые операции в Северном Иране были далеки от истинных интересов английского капитана. В самом конце 1742 г. в Санкт-Петербург пришло донесение от российского посла В. Ф. Братищева (1742–1748) относительно враждебных намерений Надир-шаха, которому окружение внушало идею о легком нападении на Россию, и между такими находится англичанин Эльтон, построивший себе корабль на Каспийском море; на этом корабле Эльтон изъявлял готовность перевозить людей и съестные припасы в случае похода шаха на Россию 3 ; но, как видно, самым сильным побуждением к походу в Россию служило для Надира желание загладить бесславие неудачного похода против горских народов. 1 Это путешествие легло в основу написанной участниками экспедиции книги Elton J. and Graeme M. AJourney through Russia into Persia by Two English Gentlemen. L., 1742. 2 Русская, или Московская торговая компания, полное русское название — «Обще- ство английских купцов-искателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений неведомых и досель морским путем не посещаемых». 3 Соловьев С. М . История России с древнейших времен. 2-е изд. СПб., Товарищество «Общественная Польза», 1851–1879. Кн. 5.Т. XXI. Глава вторая. С. 202.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=