Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 111 Источниковедение и историография Афганистана и Ирана В средневековой персидской литературе горе Сабалан стала приписы- ваться особая роль, связанная с известными сюжетами из древнеиранского эпоса, религии и мифологии. Это во многом обязано переносом родины пророка Заратуштры из Восточного Ирана на территорию Иранского Азербайджана. Согласно одной из поздних легенд, Заратуштра получил божественное откро- вение на одной из ардебильских гор (Сабалан или Саханд), спустившись с нее, предъявил всему миру свою книгу Авесту 1 . Армянский автор X–XI веков Григор Магистрос в своих «Письмах» приводит несколько легенд о горе Сабалан, наве- янных парфянской традицией: согласно одной из них, гора Сабалан стала местом заточения Спандиара (Спандияда-Исфандиара, сына покровителя пророка), согласно другой—тот же Спандиар воздвиг на вершине горы статуюиз сабалан- ского кедра. С этой же легендой, возможно, связано сообщение древнеримского историка Тацита (I–II вв.) о том, что парфянский царь Готарз приносил жертвы местным богам и Геркулесу на горе Санбул (Sanbulos) (Тацит, Аналлы, XII.13), название которой также связывают с Сабаланом. Интересную параллель можно найти в одной из рукописей «Украшающей общество насировом словаре» Реза- кули-хана Хедайата о том, что Савалан—это имя пророка, и одноименная гора почитается магами, а в глубине озера на ее вершине находится статуя пророка 2 . Вместе с тем в армянских публикациях советского периода было обнаро- довано еще одно армянское название горы Сабалан — Сахварзан (Sahvarzan) и его вариант—Шахварзан (Šahvarzan). По нашим данным, первая форма назва- ния была впервые приведена на карте «Великой Армении по Ашхарацуйцу», изданной в 1979 году в Ереване С. Т. Еремяном 3 . На факт существования такого названия горы обратил внимание также и Роберт Хьюзен 4 . Название Сахварзан также присутствует в среднеперсидском варианте плохо сохранившейся надписи шаханшаха Нарсе (293–302 гг.) вПайкули (ИракскийКурдистан). В списке прави- телей и царей, поддержавших выступившего из Армении и Асорестана Нарсе во время мятежа и борьбы за иранский престол, упоминается правитель Сахварзана, у Луконина — «хватава Сахварзана (?)» (sḥwlč’n MR‘HY) 5 . В транслитерации П. Щерве — shwlc’n MROHY 6 . То же самое можно найти и в более ранних интерпретациях Э. Херцфельда и Р. Фрая (sḥwl(č’)n MR‘ Ḥ [Y]) [Herzfeld, 1924, 1 Minorsky V. Transcaucasica // JournalAsiatique. Tome CCXVII, 1, Paris, 1930. P. 68–69. 2 Чукасзян Б. Л . Отзвуки иранских эпических сказаний в «Письмах» Григора Маги- строса // Проблемы востоковедения, № 3 Еремян С. Т. Царство Великой Армении в IV веке (298–385 гг.). Масштаб 1: 1250000. Карта, Ереван, 1979 (на арм. яз.). 4 The Geography ofAnanias of Širak (Ašxarhac‘oyc‘). The Long and the Short Recensions. Introduction, Translation and Commentary by Robert H. Hewsen. Wiesbaden, 1992. P. 259. 5 Луконин В. Г . Культура сасанидского Ирана. Иран в III–V вв. Очерки по истории культуры. Москва, 1969. C. 116, прим. 19. 6 Skjærvø P. O., Humbach H . The Sassanian Inscription of Paikuli. Part 3.1. Restored text and translation by Prods Skjærvø. Wiesbaden, 1983. §93.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=