Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»
Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 101 Источниковедение и историография Ближнего Востока условием, пока не были отменены все» ( Нубзат, 44); «путем элементарной провокации короли и духовенство Испании избавились от связывавших им руки условий 1492 г.» (Ланда, 39). Тактика обращения с побежденными вскоре поменялась кардинальным образом с гуманной (Э. де Талавера выступал против насильственного обра- щения в христианство, настаивая на необходимости проповедей и убеждения, предлагая обучать мусульман католицизму на их языке) на более жестокую по инициативе Ф. Х. де Сиснероса. Восстание, вспыхнувшее в Альбайсине в 1499 г. и распространившееся в Альпухарры, было подавлено в 1501 г.: побежденных мусульман поставили перед выбором — крещение или изгна- ние; де Сиснерос в один день принудительно крестил несколько тысяч человек, а также приказал публично сжечь тысячи арабских рукописей. В его отчете было сказано, что в городе не осталось ни одного иноверца, а все мечети превратились в церкви. «И стал весь ал-Андалус христианской страной, и не осталось там никого кто говорил бы— „Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует!) — посланник Аллаха“, кроме тех, кто произносил это про себя, в сердце своем, или скры- вая от людей» ( Нубзат, 44). Восстания прокатились и по другим областям страны, но все они не были организованными, и властям не составляло труда их подавить. Гоне- ния, дискриминация, слежка и подозрения стали постоянными спутниками бывших «андалусцев»: одни соглашались принять христианство, другие восставали, остальные были вынуждены покинуть родину. Те, кто принимал христианство, попадали под церковное следствие: обвинения в ереси влекли за собой жесткие штрафы, заключение, конфискацию имущества, изгнание и смертную казнь. Однако меры, проводимые с целью христианизации населения, не приносили ожидаемого успеха: новообращенные христиане — мориски втайне исповедовали ислам (криптоислам). Наряду с фетвами муфтия Феса ал-Ваншари\си\ (ум. в 914/1508), который был крайне обеспокоен возмож- ными негативными последствиями происходящего для религии мусульман и, понимая, что теряя язык, они утратят и свою религиозную самобытность, призывал мусульман к безоговорочной эмиграции, провозглашая пере- селение долгом, который незамедлительно следует исполнить. Однако существовала и альтернатива. В 1504 г. появилась фетва муфтия из Орана Ах 3 мада б. Аби\ Джумʽа ал-Маг 3 ра\ви (ум. в 917/1511 г.), которая легализо- вала практику сокрытия веры ( так’ 3 иййа ). Ее арабский оригинал и копии на алхамьядо (известны копии 1563 и 1609 гг.) распространились в различных регионах страны, что свидетельствует в пользу ее важности для мусуль- ман Испании вплоть до их изгнания. Так 3 иййа позволяла мусульманам не соблюдать исламские обряды и внешне демонстрировать принадлежность
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=