ных направлений: от просветительского до модернистского, при недостаточном
уровне развития каждого из них. Процесс обновления литературы в Катаре,
Омане и Объединенных Арабских Эмиратах начался еще позже—в 70-х годах
ХХ века, причем просветительская литература практически не развивалась:
почти не создавались такие характерные для просветительства жанры как
исторические романы, философские и энциклопедические произведения. Их
место заняли социально-бытовые рассказы, романы, и одновременно появился
интерес к модернистской эстетике. При всем разнообразии художественных
методов и стилей в литературах стран Персидского залива сохраняются, тем
не менее, черты самобытности и национального своеобразия.
Банит С. В. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
Поп-литература в Индонезии
(женская литература ХХ века)
Женскую литературу 1970–1980-х годов принято считать лёгкой развле-
кательной литературой. Основная аудитория читателей — это школьники
и студенты, главные герои, как правило, их ровесники. Молодежь, уставшая
от учёбы, от требований общества и времени, искала утешения и простых,
но обильных переживаний, предложенных авторами. Но почему же большая
часть писателей тех лет женщины?
Основная причина в большом количестве женских журналов в Индонезии,
которые традиционно содержат литературный раздел. Но есть и другой ответ,
женщина пишущая выражает свой внутренний мир, отражает полную эмо-
циональную картину общества, где писатели-мужчины заняты постановкой
и решением глобальных проблем, оставляя за рамками повествования пережи-
вания маленького человека. Читатели легко откликаются на такую литературу.
Основной недостаток этих произведений в их отрыве от реальности, уводе
читателей в привлекательный мир фантазий и грез. И чем труднее становилась
жизнь индонезийского общества, тем более востребованными становились
романы поп-литературы.
Критика свысока оценивает произведения женщин, указывая на шаблон-
ность и примитивность сюжетов и образов, недостаточность идей и отсутствие
развития; сиюминутный развлекательный характер. Термин стал означать
литературу низкого качества, а авторов обвиняли в сочинительстве ради денег.
Отнеся все произведения женщин к поп-литературе, критика не давала себе
труд рассмотреть отдельные романы и рассказы и отдельных авторов.
Поп-литература— это не просто изложение жизненных событий красивым
языком, это литература утешения, традиционный классический жанр, это также
отражение мелочей жизни (не замеченных авторами «серьёзной» литературы),
Секция XIV
392