Кочевники Евразии: памяти С. Г. Кляшторного (1928–2014)
355
и Восточно-Альпийского гальштатта, с одной стороны, и раннескифской
культуры, с другой. Культурные контакты прослеживаются на протяжении
всего времени существования раннескифской культуры на Среднем Днестре,
или Западно-подольской группы.
Памятники Западной Подолии и Северной Буковины являются самой запад-
ной периферией раннескифской культуры, погребальный обряд и инвентарь
которых значительно отличаются от таковых, находящихся к востоку. Эти
отличия прослеживаются как в конструкции погребальных камер и биритуаль-
ном (кремации и ингумации в одной могиле) способе захоронения умерших,
так и в инвентаре. В конструкции погребальных камер прослежены влияния
с территории Восточно-Альпийского гальштатта: западно-подольские камен-
ные могильные камеры с дромосом имеют прямые аналогии в Паннонии
и Восточной Австрии. В инвентаре Западно-подольской группы известны
нетипичные для этого региона бронзовые изделия (ситечко, шампур, арфо-
видная фибула и др.), которые являются прямыми импортами из культур
Восточно-Альпийского гальштатта — Зульмталь-группа в австрийской
Штирии, группа Доленьска в Словении. Импортные изделия с территории
Восточно-Альпийского гальштатта, найденные в раннескифских памятниках
на Среднем Днестре, хорошо датируются согласно хронологической системе
Гальштатта (HaC1/2), что позволяет сравнить даты некоторых памятников,
датированных по хронологии раннескифской культуры, с гальштаттской. Это
обстоятельство подчеркивает особое значение Западно-подольских памятников,
которые благодаря гальштаттским импортам позволяют синхронизировать
и уточнить хронологию раннескифской культуры в Северном Причерноморье.
При углубленном изучении комплексов с «гальштаттским типом» погре-
бальных камер и импортными предметами возникает вопрос о значении таких
захоронений. В то время как предметы из Восточно-Альпийского гальштатта
фактически полностью отсутствуют в раннескифской среде на СреднемДнепре,
в Западной Подолии и Северной Буковине они известны в богатых могилах.
Такие «нетипичные» захоронения представляют собой немногочисленную
группу, а погребенные в них мужчины и женщины, вероятно, имели особый
прижизненный статус в раннескифском обществе Среднего Поднестровья.
Проведенные систематизация, классификация и анализ погребального
обряда раннескифских памятников на Среднем Днестре поднимают вопрос
о роли населения среднеевропейского Восточно-Альпийского гальштатта
в становлении и развитии Западно-подольской группы. На данном этапе иссле-
дования можно предполагать наличие культурно-исторической связи между
западно-подольским и среднеевропейским гальштаттским населением, начиная
с периода первого появления скифской культуры в Европе.