Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге»
303
пособий, в той или иной степени подводящих итоги развитию истории народов
Африки в ХХ веке
1
. Преподавательская практика последних пятнадцати лет
свидетельствует, что для изучения и понимания африканской истории в рамках
традиционного курса «Истории стран Азии и Африки» сегодня наиболее
востребован учебник, в студенческом просторечии именуемый чаще всего
«учебник Родригеса»
2
.
Какой же предстает африканская история ХХ века в наиболее массовом
и распространенном учебном пособии? К сожалению, учебник сохраняет одни
и те же ошибки и неточности, стилистические огрехи и опечатки при всех
многочисленных переизданиях. Вероятно, это значит, что профессиональное
сообщество не обратило на них серьезного внимания ни в момент первого
появления, ни спустя годы. Но главный адресат этих учебных пособий — сту-
денты разных специализаций активно их используют как в «бумажном» виде,
так и в многочисленных электронных ипостасях. Тем самым указанные недо-
статки тиражируются, воспроизводятся в студенческих работах, год за годом
усложняют работу преподавателей, вынужденных бороться с повторением
примитивных, устаревших и бессмысленных положений, давно опровергнутых
не только в исследованиях других авторов, но и самой жизнью. Но магическая
власть написанного, изданного и переизданного в твердой обложке текста,
закабаляет все новые поколения студентов. Африка остается все тем же «запо-
ведным полем охоты за чернокожими», лишенными ума, воли, талантов уже
в ХХ веке стараниями самопровозглашенных «африканистов».
1
Балезин А. С
. Тропическая и Южная Африка в Новое и Новейшее время. М.: КДУ,
2008; Емельянов А. Л. Колониальная история Африки южнее Сахары: учеб.пособие.
М.: МГИМО-Университет, 2011.
2
Родригес А. М
. История стран Азии и Африки в Новейшее время: учебник для
вузов. М.; Проспект, 2010 (последнее издание, неоднократно переиздавался с 2004 г.).